Программа
Читать Читать

Лекции

Онлайн-программа

16 мая,
18:30 (МСК)
Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Владимир Новиков писатель, доктор филологических наук, профессор кафедры литературно-художественной критики факультета журналистики МГУ

Современная женская проза как эстетический феномен

Женщины-писательницы завоевывают все более прочные позиции в мировой литературе, все чаще получают Нобелевские и иные премии. В понятии «женская проза» нет ничего уничижительного: здесь есть все элементы художественности, присущие литературе вообще. Плюс некоторые интересные специфически-гендерные особенности.

Диапазон отечественной женской прозы широк — от подчеркнутого артистизма Л. Петрушевской, Т. Толстой, О. Славниковой до добротного беллетризма Л. Улицкой, Д. Рубиной, М. Степновой. В последние годы обратили на себя внимание К. Букша, А. Матвеева, Е. Некрасова и другие.

&nvsp;
23 мая,
18:30 (МСК)
Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Владимир Новиков писатель, доктор филологических наук, профессор кафедры литературно-художественной критики факультета журналистики МГУ

Прозаическое и поэтическое слово сегодня

ХХ век был веком поэзии, двигавшей эстетическое развитие литературы как таковой. В целом интенсивное взаимодействие поэзии и прозы сохраняется и сегодня. Узкая специализация советских времен, когда поэты и прозаики заседали в разных секциях, ушла в прошлое. Никого не удивляет, что один из лидеров современной поэзии Тимур Кибиров вдруг выступает в роли романиста, а ярко заявивший о себе прозаик Алексей Сальников оказывается «по совместительству» поэтом. Не говоря уже об универсале Дмитрии Быкове.

«Поэтичность» сегодняшней прозы — это не стремление к красотам стиля, а поиск новых словесно-смысловых сдвигов. Что же касается поэзии, то она все больше тяготеет к свободному стиху, к развернутым нарративам, где ярко проступают «прозы пристальной крупицы» (слова Пастернака об Ахматовой).

&nvsp;
6 июня,
18:30 (МСК)
Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Игорь Шайтанов критик, эссеист, профессор, руководитель Центра современных компаративных исследований (ИФИ РГГУ), ведущий научный сотрудник РАНХиГС, главный редактор журнала «Вопросы литературы»

О «березках», «пейзажах» и поэтическом «открытии природы»

Два созвучных слова в названии небольшого курса из двух лекций должны подчеркнуть, что новые лекции о поэзии продолжают разговор моего предшествующего цикла — об исторической поэтике как инструменте понимания словесного искусства. В первой лекции речь пойдет о так называемых вечных темах, об условиях их рождения и о том, какие требования они предъявляют языку поэзии. Предметом подробного разговора будет «открытие природы»: зачем и когда ее понадобилось открывать? В каких формах поэзия была готова откликнуться на это открытие и как измениться навстречу его требованиям?

&nvsp;
13 июня,
18:30 (МСК)
Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Игорь Шайтанов критик, эссеист, профессор, руководитель Центра современных компаративных исследований (ИФИ РГГУ), ведущий научный сотрудник РАНХиГС, главный редактор журнала «Вопросы литературы»

О поэтических жанрах

О поэтических жанрах и о том, почему сонет, условная форма, на 300 лет стал основным жанром лирического обновления поэзии в Европе. Есть ли смысл говорить о жанрах применительно к сегодняшней и даже вчерашней поэзии? Не навязывает ли теоретик и критик поэту то, что для него давно мертво? Прежде чем перейти к современности, обратимся к классическим жанрам: что такое «борьба жанров»? Почему одни становятся (как говорил Ю. Тынянов) «литературным фактом», а другие «выпадают в быт», чтобы не утратить при этом возможности возвращения? В качестве одного из примеров — о жанровом значении последней строфы в стихотворении Ф. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…»

&nvsp;
20 июня,
18:30 (МСК)
Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Александр Снегирев лауреат премии «Русский Букер», сооснователь проекта «БеспринцЫпные чтения», заместитель главного редактора журнала «Дружба народов»

Драматический потенциал соцсетей. Любовь

Мы проанализируем литературные перспективы соцсетей: онлайн-знакомства, дэйтинговые приложения, флирт, взлом личной переписки, шантаж, слив в сеть интимных текстов/фото/видео (случай с футболистом Дзюбой) и т. п. Подумаем над своим и чужим опытом, обсудим, как использовать цифровую повседневность в создании историй о любовных отношениях.

&nvsp;
27 июня,
18:30 (МСК)
Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Александр Снегирев лауреат премии «Русский Букер», сооснователь проекта «БеспринцЫпные чтения», заместитель главного редактора журнала «Дружба народов»

Что не убивает, делает сильнее

Попытаемся понять, как важно научиться конвертировать разрушительные энергии в искусство. Умение перенаправлять разрушительные, деструктивные энергии в созидательное русло важно не только и не столько для писателей. Этот навык попросту может спасти вам жизнь, этот навык поможет сохранить вам разум в невероятно тяжелых ситуациях, которых никому из нас не избежать. У всех нас есть шанс увидеть мир в другом свете и понять, что он состоит не из добра и зла, а из энергий, сил и красок, куда более разнообразных.

«На эту тему режиссёр Ольга Столповская (моя жена) сделала документальный фильм «Год литературы», который можно посмотреть
вот тут https://piligrim.fund/film/god-literatury

&nvsp;
4 июля,
18:30 (МСК)
Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Дмитрий Бак директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, профессор РГГУ, филолог, критик

Почему Иван Тургенев правил стихи Афанасия Фета?

Можно ли научить писать стихи? Или — «правильно» писать стихи? Начиная с 1910 года, когда Н. Гумилев и С. Городецкий создали «Цех поэтов», утвердительный ответ на эти вопросы больше не вызывал сомнений. По принципу обучения у мэтров работали многие институты и студии: от брюсовского Литературно-художественного института до студии «Магистраль» Арсения Тарковского, от Государственных литературных курсов в Москве 1920−30-х гг. до Литературного института имени Горького. В лекции речь пойдет об одном из загадочных и спорных эпизодов в истории русской поэзии. В середине 1850-х годов «Немастер» правит стихи «Новичка», а известный прозаик и не самый успешный поэт Иван Тургенев уверенно и неумолимо правит стихи будущего абсолютного классика русской лирики Афанасия Фета. Чем эти события интересны для нас сегодня? Почему через полтора столетия любой пишущий или читающий стихи по-русски должен о них знать? Ответы — на лекции профессора РГГУ, директора Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Д.П. Бака.

&nvsp;

Семинары

Онлайн-программа

22, 29 мая,
5, 12, 19, 26 июня,
3 и 10 июля,
11:00 (МСК)
Проведение онлайн в «Zoom»
Людмила Вязьмитинова поэт, литературный критик, культуртрегер

«Литературное мастерство» для старшего поколения (бесплатный семинар)

Учимся писать мемуары и сохранять свои воспоминания для истории

Однажды археологи обнаружили хранилище, содержащее частные письма простых людей, живших во времена героических походов Александра Македонского. И перед ними предстала жизнь той эпохи, очень далекая от того, какой описали ее великие полководцы и правители.

Во все времена социум представляет собой сложную, состоящую из множества слоев систему. И, для того чтобы познать истинную историю человечества, нужны свидетельства о происходящем в каждом из слоев социума. То есть свидетельства всех нас — и чем старше человек, тем в большей степени это его касается, поскольку ему есть что рассказать. И нужно это не только обществу, но и ему самому — чтобы осмыслить прожитые годы и лучше понять и собственную жизнь, то есть свою индивидуальную историю, и эпоху, в которой ему довелось жить, то есть общую для всех нас историю.

Мемуары, то есть описание событий, в которых автор принимал личное участие или которые известны ему от очевидцев, — это жанр нехудожественной, прикладной литературы, или литературы нон-фикшн, которая зиждется не на вымысле, а на фактах. Но это литература, следовательно, чтобы научиться грамотно писать мемуары, надо приобщиться к тому, что называется словесное искусство, в данном случае — искусство прозы.

Наши занятия включают в себя теорию и практику. Мы будем изучать законы, по которым создается проза, — вы узнаете, что такое идея, сюжет, композиция литературного произведения и многое другие. А также — чем мемуары отличаются от автобиографии и хроники событий и как в них переплетается субъективное и объективное.

Мы изучим классические образцы мемуарной прозы — «Житие протопопа Аввакума», «Былое и думы» Герцена, «Окаянные дни» Бунина, дневники Ольги Берггольц, книги Надежды Мандельштам и др. И будем учиться писать свои собственные тексты — предполагается их подробный разбор с последующими советами и рекомендациями.

Внимание! Участники набираются в возрасте 55+; только граждане России, проживающие на территории Российской Федерации. Граждане, проживающие за рубежом, могут принять участие на платной основе.

&nvsp;
15, 22, 29 мая,
5, 12, 19, 26 июня
и 3 июля,
13:00 (МСК)
Проведение онлайн в «Zoom»
Анна Жучкова литературовед, литературный критик, доцент кафедры русской и зарубежной литературы РУДН
Сергей Чередниченко прозаик, критик, редактор журнала «Вопросы литературы», преподаватель Литературного института им. А. М. Горького

Семинар «Критика»

— Как написать рецензию, критическую статью, литературоведческую статью?
— Чем отличается критическая статья от литературоведческой? (Спойлер: структурой, позицией автора, субъективностью, образностью, лексикой)
— Как говорить о чужом тексте? Как редактировать свой и чужой текст?
— Что такое литературная критика? Каковы ее цели, задачи и роль в литературном процессе?
— Есть ли у критики творческая свобода, как у поэзии и прозы? Должна ли критика, как литературоведение, основываться на анализе? (Ответ: оба раза да)
— Литературная критика и литературоведение на страницах журнала «Вопросы литературы», в других «толстых» журналах и в интернет-изданиях.

Эти и другие вопросы мы будем обсуждать на занятиях.

Но главное – практическая часть. И мы будем:

- разбирать ваши тексты;
- отрабатывать приемы критической полемики;
- анализировать прозу современных авторов;
- выполнять задания по редактированию;
- писать критическую рецензию/статью.

Итогом работы и условием получения диплома станет публикация вашей критической статьи, созданной в школе «Пишем не крыше», на литературном портале «Текстура». Автор лучшей литературно-критической рецензии получит возможность публикации в «Вопросах литературы».

&nvsp;
3, 10, 17, 24 апреля,
1, 8, 15, 22 мая,
16:30 (МСК)
Проведение онлайн в «Zoom»
Анна Жучкова литературовед, литературный критик, доцент кафедры русской и зарубежной литературы РУДН
Елена Погорелая поэт, критик, переводчик, кандидат филологических наук, редактор журнала «Вопросы литературы»

Как преподавать (современную/классическую) литературу? (бесплатный семинар)

Вопрос о преподавании литературы в современной системе образования — один из самых важных и болезненных для действующих учителей и преподавателей вузов. Как преподавать классику, чтобы сделать ее интересной? Как пробудить в учениках желание читать? Как обсуждать классические произведения, если сама их фактура и проблематика кажется предельно далекой от современного школьника? Можно ли, наконец, включать в школьную программу обсуждение современной литературы — и если да, то как сориентироваться в текущем литературном процессе?

Обо всем этом пойдет речь в нашем курсе для учителей, организованном школой «Пишем на крыше». Курс рассчитан как на «теоретическое» знакомство с современной литературой, так и на практическое применение основных преподавательских «фишек» на школьных уроках и вузовских семинарах.

Ведущие курса — школьные и университетские преподаватели, кандидаты филологических наук, литературные критики А. Жучкова и Е. Погорелая.

Курс предполагает следующие занятия:

- трудности современного преподавания литературы в школе;
- классика в школе и в вузе: потребовать vs заинтересовать;
- современная русская литература в контексте школьной программы и школьного преподавания;
- кто есть кто в современной русской литературе;
- современный young adult глазами учителя и ученика;
- фишек.нет: делимся опытом и ключевыми приемами для использования на уроках литературы.

&nvsp;

Семинары

Офлайн-программа

22, 29 мая,
5, 12, 19, 26 июня,
3 и 10 июля,
15:30 (МСК)
Проведение офлайн:
Б. Гнездниковский, д. 10, редакция журнала «Вопросы литературы»
Дмитрий Воденников поэт, эссеист

Семинар «Поэзия»

Текст растет, как живое существо. Текст похож на живое существо.
Наша задача проследить на семинарах, когда в текст вмешивается воля автора (которая ничего не стоит) и когда текст одерживает вверх.

Мы будем писать трехсоставные учебные тексты, чтобы «выманить» текст настоящий. Попробуем понять, когда в нас начинает говорить инерция (а это хуже всего) и когда мы позволяем себе сделать прыжок вверх.

Странным образом, говоря только о себе (а они всегда говорят только сами о себе), настоящие тексты выбалтывают то, что больше нас.

Я однажды сказал где-то: «Для этого — чтоб быть чем-то новым — НЕ НАДО ни писать верлибром, ни писать метрически, ни что-то особо крутить со шрифтом или еще с чем-то, ни отказываться что-то крутить. Для этого надо просто — честно в себя всматриваться.

Не подглядывать (потому что подглядывать за собой невозможно), а именно всматриваться». Уверен в этом и сейчас.

Паланик (это не мой любимый писатель, но наблюдение его верное) говорил своим студентам: «С этого момента — по крайней мере, в ближайшие полгода — я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: „думать“, „знать“, „понимать“, „осознавать“, „верить“, „хотеть“, „помнить“, „представлять“, „желать“ и сотни других, к которым вы так любите прибегать».

В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть», продолжил он. — И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже. До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника из-за того, что прошлой ночью он ушел».

Вот мы и попробуем написать и разобрать тексты, которые будут еще не текстами, которые будут голыми.

В идеале это и должно дать вам настоящий толчок. Либо к написанию своих первых настоящих текстов, либо к выходу на новый этап.

Цена: 9 499 ₽
Для участников предыдущих семинаров: 7 499 (обращаться к куратору школы)
Количество мест ограничено

 

&nvsp;
22, 29 мая,
5, 12, 19, 26 июня,
3 и 10 июля,
15:30 (МСК)
Проведение офлайн:
Б. Гнездниковский,
д. 10, редакция журнала «Вопросы литературы»
Владимир Новиков писатель, доктор филологических наук, профессор кафедры литературно-художественной критики факультета журналистики МГУ

Семинар «Проза»

Научиться писать можно только у самого себя. Стоит говорить с читателями собственным, единственным и неповторимым голосом. А чтобы его услышать, развить и поставить, нужно общение с другими пишущими, честное и доброжелательное обсуждение сочинений.

Первый признак настоящего прозаика — роман с языком. Это когда ты любишь родной язык, а он отвечает тебе взаимностью, подсказывает нужное слово, помогает построить фразу так, чтобы в ней возникала тяга, пробуждался, говоря современным словечком, драйв. Это приходит не сразу, придется помучиться. Но главное — чтобы читатель не мучился потом, читая сочиненное нами, чтобы он получал удовольствие. Только при этом условии ему передадутся авторская мысль и авторское чувство.

В полноценной прозе есть своя поэзия, но в общем стих и проза различаются. Поэт — человек, который глубоко понял самого себя, прозаик — тот, кто умеет понять другого человека. И придумать другого человека — да так, чтобы в героя поверили, а еще лучше — чтобы читатели узнавали в нем себя. Не просто следили за сюжетом, но проживали его в процессе чтения. Не меньшие права имеет нон-фикшн. Невыдуманная история может оказаться равноценной вымыслу. Художественность ее — в языке, в многозначности авторского образа.

Современная проза вбирает в себя черты визуальных искусств. Большой прозаик — он и художник, и драматург, и режиссер, и композитор. Он интересуется искусством: смотрит, слушает, внимает. И, конечно, читает своих современников — и прозаиков, и поэтов.

Но для начала давайте напишем первую фразу — такую, чтобы она сразу стала зерном — если не романа, то рассказа. И начнем обдумывать следующую. А итоговая задача — научиться навыкам литературной коммуникации, взаимодействия с читателем.

В семинар приглашаются все желающие — независимо от возраста, образования и литературного опыта.

 

&nvsp;
23, 30 мая,
06, 13, 20, 27 июня,
14:00 (МСК)
Проведение офлайн:
Б. Гнездниковский,
д. 10, редакция журнала «Вопросы литературы»
Дмитрий Воденников поэт, эссеист
Алена Огнева радиоведущая, диктор, тренер по раскрытию голоса, поэт

Trip-лаборатория «Поэзия исполнения»

В фокусе наших исследований — поэтический текст, который мы рассмотрим через грани акустического и перформативного искусств.

Мы не будем учить вас правильно читать стихи вслух.

Мы предлагаем вам совместный трип в мир смыслов и состояний, которые рождаются с текстом.

Когда средством выражения поэтического текста помимо строк становятся голос, звук, его отсутствие, телесное и/или душевное движение, мимика, взгляд и даже дыхание.

С Дмитрием Воденниковым будем создавать, читать и препарировать тексты.

С Аленой Огневой будем работать над раскрытием природного голоса, научимся снимать голосовые и эмоциональные зажимы с помощью телесно-ориентированных практик, займёмся поиском новых форм исполнения художественного текста.

На собственном опыте поймем, чем отличаются «актёрская» и «авторская» манеры исполнения стихов. Услышим, насколько сильнее и выразительнее может звучать текст, если его читать, побеждая разного рода интонации. Познакомимся с историей поэтического перформанса. Вместе будем искать и открывать новые, интересные, неожиданные формы предъявления поэтического текста.

Прокричать, станцевать, монотонно или шёпотом проговорить стихи, устроить хэппенинг или перфоманс. Исследуя собственный внутренний мир чувств, взаимосвязь тела, звука и текста, мы вместе будем искать наилучшую форму для чтения поэзии.

Цена курса — 10 999

Для постоянных участников — 20% скидка (обращайтесь к куратору школы)

&nvsp;