Лекция первая: Жанры литературной критики
Критика неохотно признают «писателем», а, тем не менее, критика это литература, со своими жанрами и, желательно, узнаваемым стилем. У нее иная степень творческой рефлексии. Современный писатель (раньше это было не так!) может не знать о жанрах и законах, соблюдать и нарушать их интуитивно. Критик должен их знать, чтобы применить ради понимания. Что значит парадокс В. Шкловского о том, что литература развивается «не от отца к сыну, а от дяди к племяннику»? Почему поэзия это «рефлексирующее слово» (Г. Винокур)? Формулировки современных законов парадоксальны и индивидуальны. Попробуем в них разобраться, чтобы сделать инструментом, реально востребованным в разных критических жанрах.
Лекция вторая: Критика в «Вопросах литературы»
Первые слова на обложке Вопросов литературы" - «журнал критики и литературоведения». Они разделяют или объединяют два обозначенные пути подхода к пониманию литературы? В этом соседстве есть взаимная ответственность. У литературоведения в ВЛ обязательства — перед критикой и читателем. Мы говорим нашим ученым авторам: писать о своем, не понижая уровня, но так, чтобы заинтересовать и того, кто открыл ваш текст не для того, чтобы пополнить диссертационную библиографию. У критики в ВЛ — обязательства не только перед литературой, но и перед наукой о литературе. Эссеизм приветствуется, но не в качестве своего мнения, опережающего знание, но — за ним следующего. Научная ответственность и стилистическая свобода — общее требование для всех жанров, но в каждом из них по-разному проявляющее себя.
Длительность каждой лекции 1,5 часа
[Запись на семинар закрыта]Моя любимая тема – что писать стихи надо так как их нельзя писать. Тогда ты можешь преодолеть поэтическое ремесло. И опять в него уткнуться. Все люди и их стихи, о которых будет вестись речь (от самых что ни есть новаторов до вполне себя якобы почвенников), здесь существуют как будто не по праву, переходя черту. Мы посмотрим, как это можно делать, используя совершенно разные методы и пользуясь противоположной оптикой - делать для того, чтобы твои стихи оставались живыми. Иногда даже утрачивая привычную для стихов форму - или наоборот становясь такими гипер-стихами. Пути поэзии - все окольные. Но околицы у каждого разные.
Как попытаться писать паузами и недоговорённостями, как преодолеть инерцию стихотворения, как написать сказку на новый лад.
Мир прирастает прошлым. Стихотворение прирастает предыдущими стихотворениями, не всегда твоими. Как сшить свое стихотворение из той ткани, которой шьются сны.
От почвенников к западникам и обратно. Стихотворения-двойники.
В стихотворении сюжет всегда только мимикрирует под сюжет.
Настоящее стихотворение никогда нельзя пересказать.
Длительность каждой лекции 1,5 часа
Взаимоотношения писателя и власти один из ключевых вопросов истории русской литературе ХХ века. Попытка управлять литературой со стороны государства путем прямого вмешательства, запрета, насилия, принуждения, поощрения, увещевания и ответная реакция литературного сообщества - важнейшие факты литературной жизни нашей страны в минувшем столетии. Свой роман с властью был у каждого крупного писателя - Булгакова, Платонова, Алексея Толстого, Анны Ахматовой и др. Сопротивление, непротивление, компромиссы, самые разные модели писательского поведения стали частью личной авторской стратегии.
Длительность каждой лекции 1,5 часа
[Запись на семинар закрыта]Текст растет, как живое существо. Текст похож на живое существо.
Наша задача проследить на семинарах, когда в текст вмешивается воля автора (которая ничего не стоит) и когда текст одерживает вверх.
Мы будем писать трехсоставные учебные тексты, чтобы «выманить» текст настоящий. Попробуем понять, когда в нас начинает говорить инерция (а это хуже всего) и когда мы позволяем себе сделать прыжок вверх.
Странным образом, говоря только о себе (а они всегда говорят только сами о себе), настоящие тексты выбалтывают то, что больше нас.
Я однажды сказал где-то: «Для этого — чтоб быть чем-то новым — НЕ НАДО ни писать верлибром, ни писать метрически, ни что-то особо крутить со шрифтом или еще с чем-то, ни отказываться что-то крутить. Для этого надо просто — честно в себя всматриваться.
Не подглядывать (потому что подглядывать за собой невозможно), а именно всматриваться». Уверен в этом и сейчас.
Паланик (это не мой любимый писатель, но наблюдение его верное) говорил своим студентам: «С этого момента — по крайней мере, в ближайшие полгода — я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: „думать", „знать", „понимать", „осознавать", „верить", „хотеть", „помнить", „представлять", „желать" и сотни других, к которым вы так любите прибегать».
В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть», продолжил он. — И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже. До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника из-за того, что прошлой ночью он ушел».
Вот мы и попробуем написать и разобрать тексты, которые будут еще не текстами, которые будут голыми.
В идеале это и должно дать вам настоящий толчок. Либо к написанию своих первых настоящих текстов, либо к выходу на новый этап.
[Запись на семинар закрыта]Семинар только для постоянных участников.
[Запись на семинар закрыта]Писатели лукавы. Этапы своей работы над текстом (свою мастерскую) предпочитают не раскрывать, ограничиваясь общими словами и высокими фразами. Но стать писателем невозможно, если не знаком с основными этапами работы над текстом и если постоянно сомневаешься: а правильно ли я сделал.
Мы не будем заново изобретать велосипед, а честно пройдем по основным этапам работы с велосипедом, отработав их до автоматизма.
Мои занятия будут максимально совмещены с практикой.
Небольшая лекция и практическое занятие, часть которого можно выполнить во время лекций. Главные этапы работы могут увидеть свет в качестве публикаций в главных столичных изданиях. Студенты побывают с мастером на настоящем интервью со звездой, на настоящем репортаже.
Результатом работы по окончании курса станет написанный рассказ.
Как написать рецензию, критическую статью, литературоведческую статью?
Как выбрать тему и жанр исследования?
Что такое сюжет критической и литературоведческой статьи?
Как работать с источниками?
Как говорить о чужом тексте? Как редактировать свой и чужой текст?
Что такое литературная критика и литературоведение на страницах журнала «Вопросы литературы», в других «толстых» журналах и в интернет-изданиях?
Эти и другие вопросы мы будем обсуждать на занятиях, а так же разбирать ваши тексты и делать небольшие практические задания по редактированию. По итогам работы автор лучшей литературно-критической рецензии получит возможность публикации в «Вопросах литературы».
Семинар адресован в первую очередь аспирантам и магистрантам гуманитарных специальностей, которые хотят расширить свои знания в сфере литературной критики. Для участия в семинаре необходимо предоставить на конкурс авторский текст в любом жанре критики или литературоведения объемом не более 20 000 знаков.
[Запись на семинар закрыта]Курс для тех, кто не будет больше откладывать. За семь вечеров мы напишем пьесы, воспользовавшись предложенным на практикуме инструментарием. А на восьмой прочтем тексты на публику.
План вечеров:
1 вечер: Зачем писать? Кто это уже делал и что ему за это было? Какой текст для театра? Можно ли назвать пьесой инструкцию к чайнику? Классическое представление о драме и ее отличиях от других родов литературы. Примеры исключений. Правила оформления пьесы, как единственные обязательные правила.
2 вечер: 7 оригинальных способов вдохновиться на пьесу. Сбор материала на 7 текстов по-разному и выбор, той единственной истории для первой пьесы.
3 вечер: Типы конфликта. Разные теории организации сюжета (Аристотель, Воглер, Макки, Труби) и здравый смысл. Краткий план будущей пьесы.
4 вечер: Герои и персонажи. Как написать современного героя? И каким он может быть?
5 вечер: Диалог и монолог. Говорение в жизни и в пьесе.
6 вечер: Необходимость парадокса. Зачем писать новые пьесы, если есть готовые? Поиск другой точки зрения, иначе - авторского взгляда.
7 вечер: Неразрывность содержания и формы в драме. Вычитка и правка рукописи, как защита ее от порчи редакторами и режиссерами.
[Запись на семинар закрыта]Почему Брюсов? Брюсов был настоящим и крайне успешным литературным менеджером своего времени. Это началось со сборников «Русские символисты», где для того, чтобы создалось впечатление, будто бы в России существует символистское движение, он публиковал собственные стихи под чужими именами – эффект массовости. Собственно, он и видел свое предназначение в этом – быть распространителем, о чем даже писал Полю Верлену. А закончилось все созданием первого института для писателей (да, эта идея принадлежала Брюсову, а не Горькому!) – Высшего литературно-художественного института (ВЛХИ).
К чему это все?
Деятельность в литературном пространстве все чаще требует от участников индустрии навыков менеджмента. Менеджер литературных проектов — это не агент, не редактор, не издатель. Он вступает в игру на том этапе, когда автор выходит из литературного процесса в социо-экономический.
«Брюсовых» сегодня не хватает.
Занятие первое: «Современный читатель и концепции литературных онлайн-проектов: контекст и зона интересов аудитории. Дискуссия издателей, редакторов, литменеджеров и блогеров».
Участники: Татьяна Стоянова (бренд-менеджер издательства «Редакция Елены Шубиной»), Екатерина Писарева (главный редактор книжного сервиса «MyBook»), Алексей Кулаков (директор по продукту издательского сервиса «Ridero»), Виктория Гендлина (бренд-менеджер издательства «Носорог»), Евгения Власенко (блогер, маркетолог), Яна Семёшкина (филолог, автор подкастов «Fabula Rasa» и «ВопЛи»).
Занятие второе: «Продвижение литературных проектов онлайн через лидеров мнений/блогеров. Мастер-класс».
Ведущая: Евгения Власенко – маркетолог, литературный блогер, автор проекта @knigagid, финалистка премий «Литблог» и «Блог-Пост».
Занятие третье: «Литература онлайн. Как провести встречу с писателем в интернете? Методы проб и ошибок. Мастер-класс».
Ведущая: Татьяна Стоянова – бренд-менеджер издательства «Редакция Елены Шубиной».
Занятие четвертое: «Литература требует средств: как получить грант на развитие своего культурного проекта? Мастер-класс».
Ведущая: Полина Бояркина – литературовед, главный редактор онлайн-журнала «Прочтение», редактор художественной литературы «Bookmate Originals».
Внимание! Это направление обучения бесплатное! Вам нужно только записаться.
Длительность каждого мероприятия 1,2 часа
[Запись на семинар закрыта]