Архив 2020
Читать Читать

1 модуль 2020 года

Лекции

Онлайн-программа

2 лекции

11,18 июля,
14:30
Проведение онлайн
Игорь Шайтанов критик, эссеист, профессор, руководитель Центра современных компаративных исследований (ИФИ РГГУ), ведущий научный сотрудник РАНХиГС, главный редактор журнала «Вопросы литературы»

Цикл лекций о критике и литературоведении XX–XXI веков

Лекция первая: Жанры литературной критики

Критика неохотно признают «писателем», а, тем не менее, критика это литература, со своими жанрами и, желательно, узнаваемым стилем. У нее иная степень творческой рефлексии. Современный писатель (раньше это было не так!) может не знать о жанрах и законах, соблюдать и нарушать их интуитивно. Критик должен их знать, чтобы применить ради понимания. Что значит парадокс В. Шкловского о том, что литература развивается «не от отца к сыну, а от дяди к племяннику»? Почему поэзия это «рефлексирующее слово» (Г. Винокур)? Формулировки современных законов парадоксальны и индивидуальны. Попробуем в них разобраться, чтобы сделать инструментом, реально востребованным в разных критических жанрах.

Лекция вторая: Критика в «Вопросах литературы»

Первые слова на обложке Вопросов литературы" - «журнал критики и литературоведения». Они разделяют или объединяют два обозначенные пути подхода к пониманию литературы? В этом соседстве есть взаимная ответственность. У литературоведения в ВЛ обязательства — перед критикой и читателем. Мы говорим нашим ученым авторам: писать о своем, не понижая уровня, но так, чтобы заинтересовать и того, кто открыл ваш текст не для того, чтобы пополнить диссертационную библиографию. У критики в ВЛ — обязательства не только перед литературой, но и перед наукой о литературе. Эссеизм приветствуется, но не в качестве своего мнения, опережающего знание, но — за ним следующего. Научная ответственность и стилистическая свобода — общее требование для всех жанров, но в каждом из них по-разному проявляющее себя.

Длительность каждой лекции 1,5 часа

[Запись на семинар закрыта]
4 лекции
13, 20, 27 июня
и 4 июля,
14:30

Проведение онлайн
Дмитрий Воденников поэт, эссеист

Цикл лекций о поэзии XX-XXI веков

Моя любимая тема – что писать стихи надо так как их нельзя писать. Тогда ты можешь преодолеть поэтическое ремесло. И опять в него уткнуться. Все люди и их стихи, о которых будет вестись речь (от самых что ни есть новаторов до вполне себя якобы почвенников), здесь существуют как будто не по праву, переходя черту. Мы посмотрим, как это можно делать, используя совершенно разные методы и пользуясь противоположной оптикой - делать для того, чтобы твои стихи оставались живыми. Иногда даже утрачивая привычную для стихов форму - или наоборот становясь такими гипер-стихами. Пути поэзии - все окольные. Но околицы у каждого разные.

  • Лекция первая: «Небесными чернилами»

Как попытаться писать паузами и недоговорённостями, как преодолеть инерцию стихотворения, как написать сказку на новый лад.

  • Лекция вторая: «Сны, которые нам не снятся»

Мир прирастает прошлым. Стихотворение прирастает предыдущими стихотворениями, не всегда твоими. Как сшить свое стихотворение из той ткани, которой шьются сны.

  • Лекция третья: «Ропот и смирение»

От почвенников к западникам и обратно. Стихотворения-двойники.

  • Лекция четвертая: «Сюжет в поэзии»

В стихотворении сюжет всегда только мимикрирует под сюжет.
Настоящее стихотворение никогда нельзя пересказать.

Длительность каждой лекции 1,5 часа

[Запись на семинар закрыта]
2 лекции
30 мая,
14:30,
6 июня,
14:30

Проведение онлайн
Алексей Варламов писатель и публицист, исследователь истории русской литературы XX века. Доктор филологических наук, профессор МГУ, ректор Литературного института им. А. М. Горького.

Цикл лекций о прозе XX века

Взаимоотношения писателя и власти один из ключевых вопросов истории русской литературе ХХ века. Попытка управлять литературой со стороны государства путем прямого вмешательства, запрета, насилия, принуждения, поощрения, увещевания и ответная реакция литературного сообщества - важнейшие факты литературной жизни нашей страны в минувшем столетии. Свой роман с властью был у каждого крупного писателя - Булгакова, Платонова, Алексея Толстого, Анны Ахматовой и др. Сопротивление, непротивление, компромиссы, самые разные модели писательского поведения стали частью личной авторской стратегии.

  • Лекция первая: «Художник и власть в XX веке»
  • Лекция вторая: «Деревенская проза. Взгляд из ХХI века»

Длительность каждой лекции 1,5 часа

[Запись на семинар закрыта]

Семинары

Онлайн-программа

2 занятий
(8 семинаров
4 лекции)
Длительность:
2 месяца
(30 мая,
6, 13, 20, 27 июня
и 4,11,18 июля,
16:00)

Проведение онлайн
Дмитрий Воденников поэт, эссеист

Семинар «Поэзия» + лекции

Текст растет, как живое существо. Текст похож на живое существо.

Наша задача проследить на семинарах, когда в текст вмешивается воля автора (которая ничего не стоит) и когда текст одерживает вверх.

Мы будем писать трехсоставные учебные тексты, чтобы «выманить» текст настоящий. Попробуем понять, когда в нас начинает говорить инерция (а это хуже всего) и когда мы позволяем себе сделать прыжок вверх.

Странным образом, говоря только о себе (а они всегда говорят только сами о себе), настоящие тексты выбалтывают то, что больше нас.

Я однажды сказал где-то: «Для этого — чтоб быть чем-то новым — НЕ НАДО ни писать верлибром, ни писать метрически, ни что-то особо крутить со шрифтом или еще с чем-то, ни отказываться что-то крутить. Для этого надо просто — честно в себя всматриваться.

Не подглядывать (потому что подглядывать за собой невозможно), а именно всматриваться». Уверен в этом и сейчас.

Паланик (это не мой любимый писатель, но наблюдение его верное) говорил своим студентам: «С этого момента — по крайней мере, в ближайшие полгода — я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: „думать", „знать", „понимать", „осознавать", „верить", „хотеть", „помнить", „представлять", „желать" и сотни других, к которым вы так любите прибегать».

В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть», продолжил он. — И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже. До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника из-за того, что прошлой ночью он ушел».

Вот мы и попробуем написать и разобрать тексты, которые будут еще не текстами, которые будут голыми.

В идеале это и должно дать вам настоящий толчок. Либо к написанию своих первых настоящих текстов, либо к выходу на новый этап.

[Запись на семинар закрыта]
10 занятий
(6 семинаров
4 лекции)
Длительность:
2 месяца
(17, 31 мая,
14, 28 июня
и 12, 26 июля,
17:00)

Проведение онлайн
Дмитрий Воденников поэт, эссеист

«Постоянный семинар поэзии» + лекции

Семинар только для постоянных участников.

[Запись на семинар закрыта]
10 занятий
(8 семинаров
2 лекции)
Длительность:
2 месяца
(30 мая,
6, 13, 20, 27 июня
и 4,11,18 июля,
18:00)

Проведение онлайн
Евгения Коробкова критик, журналист, обозреватель отдела культуры газеты «Комсомольская правда», мастер «Литературных мастерских Creative Writing School»

Семинар «Проза» + лекции

Писатели лукавы. Этапы своей работы над текстом (свою мастерскую) предпочитают не раскрывать, ограничиваясь общими словами и высокими фразами. Но стать писателем невозможно, если не знаком с основными этапами работы над текстом и если постоянно сомневаешься: а правильно ли я сделал.

Мы не будем заново изобретать велосипед, а честно пройдем по основным этапам работы с велосипедом, отработав их до автоматизма.

Мои занятия будут максимально совмещены с практикой.

Небольшая лекция и практическое занятие, часть которого можно выполнить во время лекций. Главные этапы работы могут увидеть свет в качестве публикаций в главных столичных изданиях. Студенты побывают с мастером на настоящем интервью со звездой, на настоящем репортаже.

Результатом работы по окончании курса станет написанный рассказ.

  • Как найти идею. Легко ли найти тему на безрыбье и какие приемы существуют для привлечения темы. Практикум: моделирование творческой летучки. Проработка идей будущего материала;
  • Структура художественного произведения. Как выбрать героя. С чего начать и как лучше закончить. Практикум: посещение важного события (по выбору: премьера фильма, репортаж, интервью);
  • Работа с деталью. Функции детали. Хронотоп. Практикум: отработка приема на конкретном событии (посещение актуального мероприятия);
  • Приемы комического. Маленькие приемчики и секреты, о которых не принято говорить. Как написать так, чтобы от вашего произведения не оторвались. Учимся создавать зацепки;
  • Как работать с редактурой и принимать критику. Учимся редактировать друг друга и грамотно выражать критические замечания;
  • «Еще немного, еще чуть-чуть». Работа над финальным произведением.
[Запись на семинар закрыта]
10 занятий
(8 семинаров
2 лекции)
Длительность:
2 месяца
(30 мая,
6, 13, 20, 27 июня
и 4,11,18 июля,
12:30)

Проведение онлайн
Сергей Чередниченко прозаик, критик, редактор журнала «Вопросы литературы», преподаватель Литературного института им. А. М. Горького
Елена Луценко редактор журнала «Вопросы литературы», доцент кафедры истории и теории литературы РАНХиГС; старший научный сотрудник Центра современных компаративных исследований РГГУ, Школы актуальных гуманитарных исследований ЛИЛИ РАНХиГС.

Семинар «Критика и литературоведение» + лекции

Как написать рецензию, критическую статью, литературоведческую статью?

Как выбрать тему и жанр исследования?

Что такое сюжет критической и литературоведческой статьи?

Как работать с источниками?

Как говорить о чужом тексте? Как редактировать свой и чужой текст?

Что такое литературная критика и литературоведение на страницах журнала «Вопросы литературы», в других «толстых» журналах и в интернет-изданиях?

Эти и другие вопросы мы будем обсуждать на занятиях, а так же разбирать ваши тексты и делать небольшие практические задания по редактированию. По итогам работы автор лучшей литературно-критической рецензии получит возможность публикации в «Вопросах литературы».

Семинар адресован в первую очередь аспирантам и магистрантам гуманитарных специальностей, которые хотят расширить свои знания в сфере литературной критики. Для участия в семинаре необходимо предоставить на конкурс авторский текст в любом жанре критики или литературоведения объемом не более 20 000 знаков.

[Запись на семинар закрыта]
8 занятий
Длительность:
2 месяца
(1, 8, 15, 22, 29 июля,
5, 12, 19 августа)
18:00

Проведение онлайн
Марта Райцес драматург

Практикум по драме как не писать, а написать пьесу

Курс для тех, кто не будет больше откладывать. За семь вечеров мы напишем пьесы, воспользовавшись предложенным на практикуме инструментарием. А на восьмой прочтем тексты на публику.

План вечеров:

1 вечер: Зачем писать? Кто это уже делал и что ему за это было? Какой текст для театра? Можно ли назвать пьесой инструкцию к чайнику? Классическое представление о драме и ее отличиях от других родов литературы. Примеры исключений. Правила оформления пьесы, как единственные обязательные правила.

2 вечер: 7 оригинальных способов вдохновиться на пьесу. Сбор материала на 7 текстов по-разному и выбор, той единственной истории для первой пьесы.

3 вечер: Типы конфликта. Разные теории организации сюжета (Аристотель, Воглер, Макки, Труби) и здравый смысл. Краткий план будущей пьесы.

4 вечер: Герои и персонажи. Как написать современного героя? И каким он может быть?

5 вечер: Диалог и монолог. Говорение в жизни и в пьесе.

6 вечер: Необходимость парадокса. Зачем писать новые пьесы, если есть готовые? Поиск другой точки зрения, иначе - авторского взгляда.

7 вечер: Неразрывность содержания и формы в драме. Вычитка и правка рукописи, как защита ее от порчи редакторами и режиссерами.

[Запись на семинар закрыта]
11,18,25 июня
и 2 июля,
16:00
Проведение онлайн на площадке издательского сервиса «Ridero»
Валерий Брюсов поэт, прозаик, переводчик, литературовед, литературный критик, основоположник русского символизма, профессор, ректор Высшего литературно-художественного института (ВЛХИ)

Школа литменеджмента «Ваш PR-менеджер Валерий Брюсов»

Почему Брюсов? Брюсов был настоящим и крайне успешным литературным менеджером своего времени. Это началось со сборников «Русские символисты», где для того, чтобы создалось впечатление, будто бы в России существует символистское движение, он публиковал собственные стихи под чужими именами – эффект массовости. Собственно, он и видел свое предназначение в этом – быть распространителем, о чем даже писал Полю Верлену. А закончилось все созданием первого института для писателей (да, эта идея принадлежала Брюсову, а не Горькому!) – Высшего литературно-художественного института (ВЛХИ).

К чему это все?

Деятельность в литературном пространстве все чаще требует от участников индустрии навыков менеджмента. Менеджер литературных проектов — это не агент, не редактор, не издатель. Он вступает в игру на том этапе, когда автор выходит из литературного процесса в социо-экономический.

«Брюсовых» сегодня не хватает.

Занятие первое: «Современный читатель и концепции литературных онлайн-проектов: контекст и зона интересов аудитории. Дискуссия издателей, редакторов, литменеджеров и блогеров».

Участники: Татьяна Стоянова (бренд-менеджер издательства «Редакция Елены Шубиной»), Екатерина Писарева (главный редактор книжного сервиса «MyBook»), Алексей Кулаков (директор по продукту издательского сервиса «Ridero»), Виктория Гендлина (бренд-менеджер издательства «Носорог»), Евгения Власенко (блогер, маркетолог), Яна Семёшкина (филолог, автор подкастов «Fabula Rasa» и «ВопЛи»).

Занятие второе: «Продвижение литературных проектов онлайн через лидеров мнений/блогеров. Мастер-класс».

Ведущая: Евгения Власенко – маркетолог, литературный блогер, автор проекта @knigagid, финалистка премий «Литблог» и «Блог-Пост».

Занятие третье: «Литература онлайн. Как провести встречу с писателем в интернете? Методы проб и ошибок. Мастер-класс».

Ведущая: Татьяна Стоянова – бренд-менеджер издательства «Редакция Елены Шубиной».

Занятие четвертое: «Литература требует средств: как получить грант на развитие своего культурного проекта? Мастер-класс».

Ведущая: Полина Бояркина – литературовед, главный редактор онлайн-журнала «Прочтение», редактор художественной литературы «Bookmate Originals».

Внимание! Это направление обучения бесплатное! Вам нужно только записаться.

Длительность каждого мероприятия 1,2 часа

[Запись на семинар закрыта]

Видеозаписи курса

Открытая встреча «Современный читатель и концепции литературных проектов: контекст и зона интересов»

2 модуль 2020 год

Лекции

Онлайн-программа

30 мая,
18:30 (МСК)
Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Владимир Новиков писатель, доктор филологических наук, профессор кафедры литературно-художественной критики факультета журналистики МГУ

Современная литература и историческая память

Историческое прошлое — центральная тема современной прозы. В фантастическом ключе ее разрабатывают В. Сорокин и В. Пелевин, сплетая под знаком гротеска прошлое и настоящее. Реалистическую линию представляют Л. Юзефович, А. Иванов, Г. Яхина, А. Архангельский, М. Степнова. Сложное переплетение достоверности и вымысла наблюдаем у Е. Водолазкина, А. Иванова, Д. Быкова. При всем тяготении прозы к документализму популярной моделью остается «альтернативная история». «Как в прошедшем грядущее зреет» — этими ахматовскими словами можно обозначить исторический «раздел» нынешней словесности.

[Запись на семинар закрыта]
1 ноября
16:00 (МСК)
Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Григорий Служитель Писатель

Самоцензура и новый этический кодекс: новая социальная повестка в творчестве современного писателя

Современность все настойчивее требует от писателя соответствия новым этическим нормам. По сути, художник все чаще вынужден цензурировать собственное творчество. Вместо того чтобы довериться эстетическому чутью, писатель в страхе думает об инстанциях (медиа, социальные сети), которые способны устроить ему аутодафе за неследование новейшему этическому кодексу. Я предлагаю поговорить о том, где проходит граница между безусловной свободой самовыражения и навязанным извне долгом перед социумом; о том, существуют ли (и если да, то каковы они) обязательства художника перед своей эпохой?

[Запись на семинар закрыта]
8 ноября
16:00 (МСК)
Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Артем Скворцов Поэт, критик

Образцовое стихотворение: что это такое и можно ли его написать самому

У каждого состоявшегося поэта есть корпус наиболее представительных текстов. Их называют «образцовыми», «эталонными», «каноническими». «Снигирь» Державина, «Перед зеркалом» Ходасевича, «— Кыё! Кыё!..» Чухонцева… Такие стихи необычайно притягательны и влиятельны: они будоражат воображение, вызывают волны откликов и порой рождают желание повторить чужой успех.

Но эстетическая удача всегда уникальна. Буквально воспроизвести ее нельзя, а вот понять, почему художественное событие случилось, можно.

В рамках занятия будет предложен разбор некоторых классических и современных стихов, а также выдвинута рабочая теория «образцового стихотворения». Поищем ответ на вопрос, может ли начинающий стихотворец написать нечто великое — и что для этого нужно сделать.

[Запись на семинар закрыта]
15 ноября
16:00 (МСК)
Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Алексей Саломатин Литературный критик

Поэзия после ___: быть или не быть?

Поэзию бессчетное количество раз хоронили, объявляли вне закона, бросали с парохода современности и ставили на службу идеологии. Результат известен.

Тем не менее на каждом историческом этапе вновь и вновь слышен вопрос: возможна ли поэзия здесь и сейчас — или ей пришла пора если не исчезнуть, то переродиться в нечто качественно иное?

Попробуем разобраться, до стихов ли теперь русскому слову и как это слово должно прозвучать, чтобы стать подлинно современным.

[Запись на семинар закрыта]
22 ноября
16:00 (МСК)
Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Игорь Шайтанов критик, эссеист, профессор, руководитель Центра современных компаративных исследований (ИФИ РГГУ), ведущий научный сотрудник РАНХиГС, главный редактор журнала «Вопросы литературы»

Как понимать историческую поэтику?

Студенту-филологу имя Александра Николаевича Веселовского и название его системы поэтики, названной ее создателем «исторической», известны с 1 курса. О нем говорят — великий, иногда — создатель русской филологической школы, в пространстве которой расположились и формалисты, и Бахтин, и Пропп, и Лотман. В последние годы совершается запоздалое открытие Веселовского в мировом масштабе, и становится ясно, что без него все вышеперечисленные имена оказываются вне способного объяснить их контекста. Так что же такое «историческая поэтика», почему само словосочетание пишут то в кавычках, то без них? Почему долго бытовало мнение, оформленное строительной метафорой, будто грандиозное здание современной поэтики Веселовский не вывел выше фундамента, что великая идея, поманившая многих, так и осталась не воплощенной? Какое значение для понимания имеет план «исторической поэтики», обнаруженный через полвека после смерти ученого и воплощенный в ее издании только в XXI веке?

[Запись на семинар закрыта]
29 ноября
16:00 (МСК)
Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Игорь Шайтанов критик, эссеист, профессор, руководитель Центра современных компаративных исследований (ИФИ РГГУ), ведущий научный сотрудник РАНХиГС, главный редактор журнала «Вопросы литературы»

Классическая поэтика неклассической эпохи

В области гуманитарного знания значение русской филологической школы общепризнанно, имена хорошо известны, за каждым — несколько расцитированных терминов. Но насколько верно поняты основания школы, насколько умело применены ее идеи? Дефицит понимания и, следовательно, адекватного применения идей — очевидное следствие того, что весьма смутно видятся основные положения исторической поэтики; как связать синкретизм с вопросом о различии языка поэзии и языка прозы, какое отношение история поэтического стиля имеет к поэтике сюжета и истории идеалов? Наконец, почему свою систему поэтики А. Н. Веселовский собирался завершить таким — не устаревшим ли? — понятием как «жанр»? И какое отношение историческая поэтика имеет к сегодняшнему искусству слова, способствует ли его пониманию?

[Запись на семинар закрыта]
6 декабря
16:00 (МСК)
Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Алексей Варламов писатель и публицист, исследователь истории русской литературы XX века. Доктор филологических наук, профессор МГУ, ректор Литературного института им. А. М. Горького.

Не весь Розанов

История жизни и любви самого парадоксального русского философа, очерк его творчества и влияние Розанова на литературу ХХ века.

[Запись на семинар закрыта]
13 декабря
16:00 (МСК)
Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Алексей Варламов писатель и публицист, исследователь истории русской литературы XX века. Доктор филологических наук, профессор МГУ, ректор Литературного института им. А. М. Горького.

Русская проза нового века

Впервые за много лет русская литература сегодня абсолютно свободна. Хорошо ли это?

[Запись на семинар закрыта]
20 декабря
18:00 (МСК)
Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Ольга Славникова Писатель

Время как четвертое измерение романа

Роман – это реальность вымышленная, но все-таки подобная той, в которой живет автор. Как правило, время в романе идет обычным порядком, от настоящего к будущему. Но у романиста есть ряд приемов манипуляции временем: вдоль оси этого четвертого измерения можно передвигаться, чередуя события с разными датировками. Это свобода, но свобода неполная. Какие события «реальной реальности» нужно учитывать романисту для создания достоверной прозы? Как выстроить хронологию в книге с несколькими сюжетными линиями? Каких ошибок не избежали даже известные писатели? Обо всем этом – лекция, посвященная времени в романе.

[Запись на семинар закрыта]

Семинары

Онлайн-программа

31 октября,
7, 14, 21, 28 ноября и
5, 12, 19 декабря
13:00 (МСК)
Проведение онлайн в «Zoom»
Елена Погорелая поэт, критик, переводчик, кандидат филологических наук, редактор журнала «Вопросы литературы»
Сергей Чередниченко прозаик, критик, редактор журнала «Вопросы литературы», преподаватель Литературного института им. А. М. Горького

Литературная критика

Как написать рецензию, критическую статью, литературоведческую статью?

Чем отличается критическая статья от литературоведческой? (Спойлер: структурой, позицией автора, субъективностью, образностью, лексикой)

Как говорить о чужом тексте? Как редактировать свой и чужой текст?

Что такое литературная критика? Каковы ее цели, задачи и роль в литературном процессе?

Есть ли у критики творческая свобода, как у поэзии и прозы? Должна ли критика, как литературоведение, основываться на анализе? (Ответ: оба раза да)

Литературная критика и литературоведение на страницах журнала «Вопросы литературы», в других «толстых» журналах и в интернет-изданиях.

Эти и другие вопросы мы будем обсуждать на занятиях.

Но главное – практическая часть. И мы будем:

- разбирать ваши тексты;
- отрабатывать приемы критической полемики;
- анализировать прозу современных авторов;
- выполнять задания по редактированию;
- писать критическую рецензию/статью.

Итогом работы и условием получения диплома станет публикация вашей критической статьи, созданной в школе «Пишем не крыше», на литературном портале «Текстура». Автор лучшей литературно-критической рецензии получит возможность публикации в «Вопросах литературы».

Для участия в семинаре необходимо предоставить на конкурс авторский текст в любом жанре критики или литературоведения объемом от 5 000 до 15 000 знаков.

[Запись на семинар закрыта]
1, 8, 15, 22, 29 ноября и
6, 13, 20 декабря
в 12:00 (МСК)
Проведение онлайн на платформе «Webinar»
Яна Семёшкина журналист и литературный критик. Окончила филфак МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор книжного блога и подкастов о писательском мастерстве «Fabula Rasa» и «ВопЛи».

Сторителлинг в подкастах. Как рассказать свою историю?

Содержание курса:

Урок 1. Зачем делать свой подкаст ?
как протестировать идею для подкаста;
какой формат передачи выбрать;

Урок 2. Как сделать подкаст?
как написать первый сценарий;
как организовать студию звукозаписи в домашних условиях;
как монтировать подкаст (и почему монтаж — это творческий манифест);

Урок 3. Постпродакшн подкаста
как сделать обложку и джингл;
как правильно "упаковать" подкаст;

Урок 4. Продвижение подкаста
как продвигать подкаст;
как вывести подкаст в ТОП-itunes;

Урок 5. Монетизация.
как зарабатывать на подкасте?

Урок 6. Масштабирование.
как масштабировать подкаст ?

Урок 7. Авторское право в подкастах.
как использовать музыку, изображение и фрагменты фильмов в подкасте?

Урок 8. Как сделать нарративный подкаст?
о типах сторителлинга в подкастинге

[Запись на семинар закрыта]
1, 8, 15, 22, 29 ноября и
6, 13 декабря
18:00,
20 декабря
20:00 (МСК)
Проведение онлайн в «Zoom»
Марта Райцес драматург

Практикум по драме как не писать, а написать пьесу

Курс для тех, кто не будет больше откладывать. За семь вечеров мы напишем пьесы, воспользовавшись предложенным на практикуме инструментарием. А на восьмой прочтем тексты на публику.

План вечеров:

1 вечер: Зачем писать? Кто это уже делал и что ему за это было? Какой текст для театра? Можно ли назвать пьесой инструкцию к чайнику? Классическое представление о драме и ее отличиях от других родов литературы. Примеры исключений. Правила оформления пьесы, как единственные обязательные правила.

2 вечер: 7 оригинальных способов вдохновиться на пьесу. Сбор материала на 7 текстов по-разному и выбор, той единственной истории для первой пьесы.

3 вечер: Типы конфликта. Разные теории организации сюжета (Аристотель, Воглер, Макки, Труби) и здравый смысл. Краткий план будущей пьесы.

4 вечер: Герои и персонажи. Как написать современного героя? И каким он может быть?

5 вечер: Диалог и монолог. Говорение в жизни и в пьесе.

6 вечер: Необходимость парадокса. Зачем писать новые пьесы, если есть готовые? Поиск другой точки зрения, иначе - авторского взгляда.

7 вечер: Неразрывность содержания и формы в драме. Вычитка и правка рукописи, как защита ее от порчи редакторами и режиссерами.

 

[Запись на семинар закрыта]
29 октября,
5, 12, 19, 26 ноября и
3, 10, 17, 24 декабря
в 14:00 (МСК)
Бесплатно
Проведение онлайн в «Zoom»
Глеб Шульпяков поэт, прозаик, переводчик, эссеист, заместитель главного редактора журнала «Новая Юность»

«Литературное мастерство» для москвичей старшего поколения

Что движет человеком, когда он хочет передать свой опыт через художественное слово? Страх забвения, жажда славы? Мы пишем, чтобы удержать в памяти то, что ускользает и забывается. Но в какой-то момет оказывается, что написанное важнее и больше чем память. Художественный текст это форма познания. Умение выразить письменным словом то, что не поддаётся логике разума. Форма познания мира — и самопознания. Можно ли научить познанию? Конечно. А самопознанию?

Этот процесс бесконечен, ибо поднимаясь на одну ступеньку, мы обнаруживаем впереди ещё несколько. Что обескураживает, но обернитесь — какой вид открывается позади, когда столько ступеней пройдено. Писать значит подниматься над собой, но тут мы подходим к вопросу о читателе: как сделать так, чтобы вид, который видим только мы, мог быть доступен постороннему человеку? Научить восхождению нельзя, но передать то, что видит поднимающийся — можно.

Цикл семинаров, который я предлагаю вашем вниманию, поможет передать этот вид. Опыт человека бесценен, но он поддается архивации и транспортировке. Художественное слово — самый надежный контейнер.

Внимание! Участники набираются в возрасте 55+. Также дополнительное условие – обязательное наличие карты москвича.

[Запись на семинар закрыта]
1, 8, 15, 22, 29 ноября и
6, 13, 20 декабря
в 14:00 (МСК)
Бесплатно
Проведение онлайн в «Zoom»
Анна Жучкова литературовед, литературный критик, доцент кафедры русской и зарубежной литературы РУДН
Елена Погорелая поэт, критик, переводчик, кандидат филологических наук, редактор журнала «Вопросы литературы»

Как преподавать (современную) литературу?

Вопрос о преподавании литературы в современной системе образования — один из самых важных и болезненных для действующих учителей и преподавателей ВУЗов. Как преподавать классику, чтобы сделать её интересной? как пробудить в учениках желание читать? как обсуждать классические произведения, если сама их фактура и проблематика кажется предельно далёкой от современного школьника? Можно ли, наконец, включать в школьную программу обсуждение современной литературы — и если да, то как сориентироваться в текущем литературном процессе?

Обо всём этом пойдёт речь в нашем курсе для учителей, организованном школой «Пишем на крыше». Курс рассчитан как на «теоретическое» знакомство с современной литературой, так и на практическое применение основных преподавательских «фишек» на школьных уроках и вузовских семинарах.

Ведущие курса — школьные и университетские преподаватели, кандидаты филологических наук, литературные критики А. Жучкова и Е. Погорелая [мы прямо близнецы-братья].

Курс предполагает следующие занятия:

- трудности современного преподавания литературы в школе;
- классика в школе и в вузе: потребовать vs заинтересовать;
- современная русская литература в контексте школьной программы и школьного преподавания;
- кто есть кто в современной русской литературе;
- современный young adult глазами учителя и ученика;
- фишек.нет: делимся опытом и ключевыми приемами для использования на уроках литературы.

[Запись на семинар закрыта]

Семинары

Офлайн-программа

31 октября,
7, 14, 21, 28 ноября и
5, 12, 19 декабря
16:00
Проведение офлайн
Редакция журнала «Вопросы литературы»
Дмитрий Воденников поэт, эссеист

Поэзия

Текст растет, как живое существо. Текст похож на живое существо.

Наша задача проследить на семинарах, когда в текст вмешивается воля автора (которая ничего не стоит) и когда текст одерживает вверх.

Мы будем писать трехсоставные учебные тексты, чтобы «выманить» текст настоящий. Попробуем понять, когда в нас начинает говорить инерция (а это хуже всего) и когда мы позволяем себе сделать прыжок вверх.

Странным образом, говоря только о себе (а они всегда говорят только сами о себе), настоящие тексты выбалтывают то, что больше нас.

Я однажды сказал где-то: «Для этого — чтоб быть чем-то новым — НЕ НАДО ни писать верлибром, ни писать метрически, ни что-то особо крутить со шрифтом или еще с чем-то, ни отказываться что-то крутить. Для этого надо просто — честно в себя всматриваться.

Не подглядывать (потому что подглядывать за собой невозможно), а именно всматриваться». Уверен в этом и сейчас.

Паланик (это не мой любимый писатель, но наблюдение его верное) говорил своим студентам: «С этого момента — по крайней мере, в ближайшие полгода — я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: „думать", „знать", „понимать", „осознавать", „верить", „хотеть", „помнить", „представлять", „желать" и сотни других, к которым вы так любите прибегать».

В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть», продолжил он. — И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже. До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника из-за того, что прошлой ночью он ушел».

Вот мы и попробуем написать и разобрать тексты, которые будут еще не текстами, которые будут голыми.

В идеале это и должно дать вам настоящий толчок. Либо к написанию своих первых настоящих текстов, либо к выходу на новый этап.

[Запись на семинар закрыта]
31 октября,
7, 14, 21, 28 ноября и
5, 12, 19 декабря
16:00
Проведение офлайн
Редакция журнала «Вопросы литературы»
Евгения Коробкова критик, журналист, обозреватель отдела культуры газеты «Комсомольская правда», мастер «Литературных мастерских Creative Writing School»

Проза

Писатели лукавы. Этапы своей работы над текстом (свою мастерскую) предпочитают не раскрывать, ограничиваясь общими словами и высокими фразами. Но стать писателем невозможно, если не знаком с основными этапами работы над текстом и если постоянно сомневаешься: а правильно ли я сделал.

Мы не будем заново изобретать велосипед, а честно пройдем по основным этапам работы с велосипедом, отработав их до автоматизма.

Мои занятия будут максимально совмещены с практикой.

Небольшая лекция и практическое занятие, часть которого можно выполнить во время лекций. Главные этапы работы могут увидеть свет в качестве публикаций в главных столичных изданиях. Студенты побывают с мастером на настоящем интервью со звездой, на настоящем репортаже.

Результатом работы по окончании курса станет написанный рассказ.

Как найти идею. Легко ли найти тему на безрыбье и какие приемы существуют для привлечения темы. Практикум: моделирование творческой летучки. Проработка идей будущего материала;

Структура художественного произведения. Как выбрать героя. С чего начать и как лучше закончить. Практикум: посещение важного события (по выбору: премьера фильма, репортаж, интервью);

Работа с деталью. Функции детали. Хронотоп. Практикум: отработка приема на конкретном событии (посещение актуального мероприятия);

Приемы комического. Маленькие приемчики и секреты, о которых не принято говорить. Как написать так, чтобы от вашего произведения не оторвались. Учимся создавать зацепки;

Как работать с редактурой и принимать критику. Учимся редактировать друг друга и грамотно выражать критические замечания;

«Еще немного, еще чуть-чуть». Работа над финальным произведением.

[Запись на семинар закрыта]